ЛОГОПЕД
04.06.2019
01.01.2017
Формирование звукопроизношения у детей.
Для того, чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребёнка, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму.
Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально на основе подражания речи окружающих.
Новорожденный может издавать только крик. На втором месяце у него появляется гуление (так называемое агуканье). Гуление не является речевыми звуками.
К 5 – 6 месяцам ребёнок начинает присматриваться к артикуляционным движениям «разговаривающего» с ним взрослого и начинает подражательно повторять и накапливать отдельные слоги (ПА-ПА-ПА, ТА-ТА-ТА и т.д.)
Первые осознанные слова появляются у ребёнка к 1 году. И становление звукопроизношения охватывает в среднем возрастной период от года до 5 – 6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов.
Ведущую роль в овладении ребёнком правильным звукопроизношением играет слух. Различение звуков речи на слух доступно ребёнку уже с 2-летнего возраста. К 3 – 4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным ещё не совершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми. Это заставляет его «подтягивать» своё произношение к образцу.
От года до двух лет ребёнок овладевает произношением самых простых по артикуляции звуков – гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение ряда других сравнительно несложных по артикуляции звуков: И, Ы, У, губно-зубных согласных Ф, В, наиболее простых переднеязычных Т, Д, Н, заднеязычных К, Г, Х и звука Й.
Произношение более сложных по артикуляции свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков ребёнок овладевает в возрасте от 3 до 5 лет. Позднее всего ребёнок начинает правильно произносить звуки Р и Л.
Любые недостатки произношения после 5 лет уже нельзя считать нормой. Кроме того, и в более раннем возрасте у ребёнка могут наблюдаться такие особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. Так, например, вместо «допустимой» замены одного звука речи на другой ребёнок может произносить этот звук искажённо («картавое» Р, «шепеявое» С и т.д.).
Рассчитывать на исчезновение этих дефектов с возрастом не приходится и необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения.
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определённой последовательности поэтапно. Общий её ход должны представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает её эффективность.
Всё содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно можно разделить на три основных этапа, каждый из которых преследует вполне определённую цель:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука.
3. Дифференциация звука от сходных с ним.
Перед обучением ребёнка правильному произношению звука необходимо провести подготовительную работу. Она заключается преимущественно в отработке упражнений так называемой артикуляционной гимнастики, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка.
Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Родители должны систематически выполнять с ребёнком все предлагаемые логопедом артикуляционные упражнения. После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука.
Как только удаётся добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения – к этапу автоматизации, то есть к обучению ребёнка правильному произношению звука в связной речи. Работа ведётся в одной и той же последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз и текстов с поставленным звуком.
Этап автоматизации звука может считаться законченным лишь тогда, когда ребёнок овладеет навыком правильного проговаривания «нового» звука в обычной разговорной речи.
Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в постоянном прослушивании ими всех произносимых ребёнком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля за правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребёнка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесённый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука.
Если мы имеем дело со звуковыми заменами, необходима специальная, иногда довольно продолжительная работа по дифференциации звуков.
Основная задача этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребёнка прочный навык правильного употребления в речи вновь поставленного и автоматизированного звука, без смешения его с другими звуками. Эта работа необходима ещё и для предупреждения появления нарушений письма.
Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации.
Такова общая последовательность логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
Просмотров всего: , сегодня: