Информация об условиях питания и охраны здоровья обучающихся
Условия
питания обучающихся в учреждении
Здоровье детей в
любом обществе, в любых экономических и политических условиях является
актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в
значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при
этом, наряду с другими демографическими показателями, одним из важных
показателей развития страны.
Значительное место
отводится в нем питанию. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и
развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей,
повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к
окружающей среде.
Роль питания в
современных условиях значительно повышается в связи с влиянием на растущий
организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни;
увеличение получаемой детьми познавательной информации в детских садах и дома,
по телевидению, радио, кино; изменение условий воспитания в семье; вовлечение
детей в занятия физкультурой и спортом.
Очень большое
значение имеет правильная организация питания детей в детском дошкольном
учреждении. Наше учреждение работает 10,5 часов, поэтому от того, как
организовано питание, во многом зависит уровень физического и
нервно-психического развития детей, а также показатели заболеваемости.
В ДОУ организовано
4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) и в соответствии с
требованиями СанПиН 2.4.3648-20 составлено 10 - дневное меню. Блюда готовятся
по технологическим картам установленного образца.
На пищеблоке и в
кладовых имеется все необходимое оборудование, заключены договоры со
специализированными организациями на техническое обслуживание всего
оборудования и договоры на поставку продуктов со всеми прилагающими к ним
документам.
Штат пищеблока укомплектован
в соответствии со штатным расписанием: 1 кладовщик, 1 повар, 1 шеф-повар, 1
подсобный рабочий. В соответствии с программой производственного контроля все
работники проходят медицинский осмотр и санитарно-гигиеническое обучение.
Обеспеченность спецодеждой и моющими средствами - 100%.
Основным принципом
правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых
рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп
продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей
и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить
малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из
рациона тех или иных названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление
каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Мясо, рыба, яйца,
молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных
белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и
других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому данные продукты следует
постоянно включать в рацион питания дошкольников.
Молоко и молочные
продукты - источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого
кальция, необходимого для образования костной ткани витамина В2 (рибофлавина).
В питании
дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты в виде салатов,
винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.
В питание
дошкольников надо включать хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневую и овсяную,
макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами,
витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др. Рационы питания должны ежедневно
содержать жиры в виде сливочного масла (30-40г) сметаны (5-10г), растительных
масел (подсолнечного, кукурузного - (8-10г). Растительное масло следует
использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п.,
а сливочное - для
приготовления бутербродов, заправки блюд. Для обжаривания продуктов лучше всего
подходит топленое масло, а при его отсутствии - смесь сливочного маргарина и
растительного масла.
Рекомендуемое
распределение калорийности между приемами пищи в %
Завтрак (20-25%)
Второй завтрак (5%)
Обед (30-35%)
Полдник (10-15%)
В промежутке между
завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи – второй завтрак,
включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Согласно СанПиН 2.4.3648-20
Завтрак должен
состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.),
бутерброда и горячего напитка.
Обед должен включать
закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп),
второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).
Полдник включает
напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или
кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных
запеканок и блюд.
Суммарные объемы блюд
по приемам пищи (в граммах) должны соответствовать:
Возраст детей Завтрак Обед Полдник Ужин
От 3-х до 7-ми лет 400-550 600-800 250-350 450-600
Кратность приема пищи
для детей является оптимальной с интервалом не более 4 часов.
Организация питания
детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в
семье. Для этого требуется четкая преемственность между ними. Нужно стремиться
к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью
родителям в группах вывешивают ежедневное меню.
В беседах о детском
питании, важно предупредить родителей о том, чтобы утром, до отправления
ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания,
приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.
При организации
питания в ДОУ наибольшее значение имеет производственный контроль за
формированием рациона питания детей, включающий в себя: органолептический,
визуальный, документальный, лабораторный, инструментальный методы. Объектами
производственного контроля являются:
• формирование рациона питания детей,
включая контроль за используемым ассортиментом пищевых продуктов;
• поступающие пищевые продукты, сырье и
материалы;
• санитарно-техническое состояние
пищеблока;
• условия хранения пищевых продуктов и
соблюдение установленных сроков годности;
• технологические процессы;
• состояние здоровья персонала,
соблюдение персоналом правил личной гигиены;
• наличие у персонала гигиенических
знаний и навыков;
• санитарное содержание пищеблока и
санитарная обработка предметов производственного окружения.
Организация питьевого
режима:
Допускается
использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х
часов. Для этого в детском саду на пищеблоке установлен электрокипятильник, в
котором меняются ежемесячно фильтры и вода сдается на лабораторные
исследования. Кроме того, установлен магнитный активатор воды с целью
предотвращения образования накипи и коррозии на внутренней поверхности труб.
Организация работы по
пропаганде здорового питания:
- Учитываются
индивидуальные особенности детей (в том числе непереносимость ими отдельных
продуктов и блюд.)
- Организация питания
осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд
соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование,
тушение, приготовление на пару, приготовление в пароконвектомате;
- Соблюдается
оптимальный режим питания;
- Проводится работа
по формированию у детей навыков культуры питания;
- Строго соблюдаются
принципы разработанного меню;
- Организуются
мероприятия по формированию здорового образа жизни: игры, викторины, «дни
здоровья», спортивные эстафеты и другие.
Оптимизация
производственного контроля:
1) Соблюдать все
санитарные требования к состоянию:
- пищеблока;
- к поставляемым
продуктам питания;
- к транспортировке,
хранению;
- к приготовлению и
раздаче блюд;
- к личной гигиене пищеблока;
- к организации
приема пищи детьми в группах.
2) Обеспечивать
контроль за санитарно-гигиенической безопасностью питания.
3) Систематически
проводить контроль за качеством питания.
4) Своевременность
доставки пищи в группу.
5) Учет требований
сервировки стола в соответствии с возрастом детей.
6) Выполнение режима
питания.
7) Подготовка детей к
приему пищи (настроение детей, их общение, состояние (возбужденное или
спокойное), организация гигиенических процедур в зависимости от возраста.
8) Руководство
воспитателя: обстановка в группе во время приема пищи, посадка детей за столом,
умение детей пользоваться столовыми приборами, общение воспитателя с детьми во
время приема пищи, умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое).
Содержание контроля
питания:
- соблюдение норм
закладки продуктов;
- соблюдение
технологии приготовления в соответствии с технологическими картами;
- соблюдение норм
выдачи готовых блюд по группам;
- наличие
контрольного блюда;
- наличие проб;
- соблюдение графика
выдачи готовых блюд по группам;
- соблюдение объема
порций по возрасту детей;
- качество
раздаваемой пищи (t) своевременная раздача второго блюда;
- сервировка стола,
наличие и использование столовых приборов;
- использование
методических приемов по формированию навыков культуры питания;
- бракераж сырой и
готовой продукции;
- калорийность;
- анализ выполнения
норм расхода продуктов питания на одного ребенка в день;
- анализ выполнения
финансовых норм питания на одного ребенка в день.