Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе Развивайка

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Развивайка» направлена на общее развитие
детей дошкольного возраста, на подготовку их к школе.
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на
развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его
организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия. Работа в кружке по подготовке к школе позволит
обогащать математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь,
интеллектуально развивать дошкольника.
Деятельность кружка способствует
формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности,
рассуждать
о
них,
объективно
оценивать
ее
результаты.
Основная дидактическая идея, развитие познавательных процессов у детей, будет более
активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности
ребёнка, специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления,
доступной
и
увлекательной
для
детей
этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются
практический, метод дидактических игр и метод моделирования. Эти методы
используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остаётся
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.. Большое внимание уделяется формированию
умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда
это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться
тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов
работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Цель
программы: Формирование основных необходимых навыков
деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе.

учебной

Задачи программы:


Формировать положительное отношение к учению, развивать познавательный
интерес, желание узнавать новое.

 Готовить детей к обучению чтению, развивать фонетический слух и проводить
элементарный звуковой анализ речи.
 Дать первоначальные математические представления.
 Развивать память, внимание, воображение.
 Развивать логику, мышление; овладение мыслительными операциями (анализ и
синтез, сравнение, обобщение, классификация).
 Создать предпосылки к школьному обучению, воспитывать организованность в
учебной деятельности.
 Развивать фантазии и творческие способности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 - 7 лет
Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 1 год.
Форма проведения занятий: групповая.
Количество занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность занятий - 30 минут.
Требования к уровню достижения воспитанниками планируемых результатов.
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2
раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В
результате обучения формируется конечная система знаний.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания
дополнительной образовательной программы проводится с помощью игровых заданий.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
-мотивационные и коммуникативные;
-формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;
-положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные.
-знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-синтез как составление целого из частей;
-сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
-осуществление классификации; установление аналогии;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные
-осуществление действия по образцу и заданному правилу;
-сохранение заданной цели;
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-осуществление контроля своей деятельности по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные
-овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками;
-ориентация на партнера по общению;
-умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
-различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- отвечать на вопросы по содержанию, делать элементарные выводы;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по
размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Основные принципы работы:
 Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.
 Уважение к личности ребёнка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью.
 Комплексный подход при разработке занятий.
 Вариативность содержания и форм проведения занятий.
 Систематичность и последовательность занятий.
 Наглядность.
 Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую
для этого периода развития.
Календарно -тематическое планирование занятий по развитию речи.
Задачи
 Сформировать понятия «звук», «буква».
 Научить выделять их из состава слова.
 Различать гласные и согласные звуки (буквы).
 Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.
 Подбирать слова к заданным звуковым схемам.
 Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить
предложение, составить связный рассказ.
 Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой,
запоминание 10 не связанных между собой слов, группирование предметов.
 Чтение слогов, маленьких слов, предложений.

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

1.

сентябрь

Знакомство со словом,
предложением.

2.

3.

сентябрь

сентябрь

Знакомство с термином «слог»,
«звук».
Звуки речи. Гласные и
согласные звуки.

Гласный звук [а], буква А, а.

4.

сентябрь

5.

октябрь

Гласный звук [ы], буква Ы.

6.

октябрь

Гласный звук [и], буква И, и.

7.

октябрь

Гласный звук [у], буква У, у.

8.

октябрь

Согласные звуки [н], [н,], буква
Н, н.

ноябрь

Согласные звуки [м], [м,], буква
М, м.

9.

10.

ноябрь

Гласный звук [о], буква О, о.

Согласные звуки [т], [т,], буква
Т, т.

Развивать представления о многообразии
слов; познакомить с термином «слово».
Познакомить детей с термином
«предложение»; учить делать паузы, не
торопиться при говорении.
Развивать умение определять количество
слогов в словах; интонационно выделять
звуки в слове. Дать понятие гласный
(свободный) звук. Развивать умение
интонационно выделять гласные звуки в
словах
Развивать умение выделять звук [а] в слове.
Дать понятие гласный (свободный) звук.
Развитие мелкой мышцы руки,
вырабатывать графические умения.
Научить выделять звук [о] в слове.
Развивать умение определять место звука
[о] в слове. Упражнять в правильном
пользовании карандашом. Учить обводить и
штриховать по нанесенному контуру.
Выделение звука [о] в слове. Научить
определять количество звуков в слове.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву ы, обводить рисунок по
контуру.
Определение и обозначение гласных звуков
[а], [о], [и] [ы]. Определение количества
звуков в слове. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву И,и,
обводить рисунок сверху вниз.
Научить выделять звук /у/ в слове.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву у, обводить по контуру.
Познакомить с артикуляционными
признаками согласных звуков. Нахождение
звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Н, н,
обводить по контуру.
Определение согласных и гласных звуков
по артикуляции. Определение твердости и
мягкости согласных звуков [м], [м ,].
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву М, м, обводить рисунок .
Определение согласных и гласных звуков
по артикуляции. Определение твердости и
мягкости согласных звуков по артикуляции.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву Т, т, обводить рисунок по
контуру.

11.

ноябрь

Согласные звуки [к], [к,], буква
К, к.
Выбор слова по количеству
звуков.

12.

ноябрь

Согласные звуки [р], [р,], буква
Р, р.

13.

декабрь

Согласные звуки [л], [л,], буква
Л, л.

14.

декабрь

Согласные звуки [в], [в,], буква
В, в.

15.

декабрь

Упражнять в определении твердости и
мягкости согласных звуков [к], [к,].
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву К, к, обводить рисунок по
контуру.
Выбор слов с данным звуком, определение
места звука в слове, упражнять в
определении количестве слогов, выбирать
слово по заданной схеме. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Р, р,
обводить линии слева направо.
Упражнять в определении звуков [л], [л,] в
словах и слогах. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Л, л,
обводить линии слева направо.

Упражнять в определении места звука [в],
[в,] слове. Упражнение в определении
количества слогов в слове. Построение
модели слова. Обозначение звуков буквами.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву В, в, обводить наклонную
линию с крючком влево.
,
Упражнять в определении места звука [в],
Согласные звуки [с], [с ], буква
[в,] слове. Построение звуковых моделей
С, с.
слова. Штриховка рисунка изогнутыми
линиями. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву С, с.
Выбор слов начинающих со звуков [п], [п ,]
Согласные звуки [п], [п,], буква
из текста. Упражнение в определении и
П, п.
обозначении количества слогов в слове.
Выбор пропущенной буквы в словах.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву П, п. печатание букв под
диктовку.
,
Согласные звуки [з], [з ], буква З, Выбор слова к звуковой модели. Учить
объединять слова в группы по первому
з.
звуку. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву З, з, обводить
рисунок.

16.

декабрь

17.

январь

18.

январь

Согласные звуки [б], [б,], буква
Б, б.

19.

январь

Согласные звуки [д], [д,], буква
Д, д.

Упражнение в звуковом и слогов анализе
слова. Учить объединять слова в группу по
количеству слогов. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Б, б,
обводить рисунок.
Повторение букв, обозначающих гласные
звуки. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву Б, б, обводить
рисунок.

20.

январь

Согласный мягкий звук
[й,], буква Й, й.

21.

февраль

Буква Я, я. Показатель
мягкости согласных звуков.
Анализ произношения слов
начинающихся со звуков [йа],
обозначение их буквой Я.
Согласные звуки [г], [г,], буква
Г, г.

22.

февраль

23.

февраль

Согласный мягкий звук [ч,],
буква Ч, ч.

24.

февраль

Согласный твердый звук [ш],
буква Ш, щ.

25.

март

Согласный твердый звук [ш],
буква Ш, щ.

26.

март

Гласный звук [э], буква Э, э.

27.

март

Играй, смекай, рассказывай!

28.

март

Буква Е, е – показатель
мягкости согласных звуков.

29.

апрель

Буква Ё, ё – показатель
мягкости согласных звуков.

30.

апрель

Согласный твердый звук [ж],
буква Ж, ж.

Выбор слов со звуком [й,] в словах.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву Й, й, обводить рисунок под
диктовку.
Анализ звука [а] после мягких согласных и
обозначении его буквой Я. Развивать
умение штриховать и писать печатную
букву Й, й. Нахождение изученных букв в
рисунке и обводка их по контуру.
Упражнять в определении места звуков [г],
[г,] словах и обозначение из знаками.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву Г, г, писать волнообразную
линию по образцу, обводить рисунок.
Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,],
определение его места в слове.
Подбор слов к определенной звуковой
схеме. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву Ч, ч, обводить
петлеобразную линию.
Анализ артикуляции твердого согласного
[ш]. Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слогов со
звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной
буквы Ш, ш.
Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [ш]. Обводка волнообразной линии.
Анализ артикуляции гласного [э]. выбор
слов с данным звуком в слове. Штриховка и
письмо печатной буквы Э, э. обводка
овальных фигур.
Объяснить детям и помочь самим
определять происхождение названий
«прозрачных» по значению слов
Наблюдение за особенностью
произношения слов начинающихся звуками
[й], и обозначение их буквой Е. Штриховка
и письмо печатной буквы Е, е
Наблюдение за особенностью
произношения слов начинающихся звуками
[й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение
за звуком [о], после мягким согласных и
обозначение его буквой Ё. Штриховка и
письмо печатной буквы Ё, ё.
Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [ж]. Обводка волнообразной линии.

31.

апрель

Согласные звуки [х], [х,], буква
Х, х.

32.

апрель

Буква Ю, ю – в начале слова и
как показатель мягкости
согласных звуков.

33.

май

Согласный твердый звук [ц],
буква Ц, ц.

34.

май

Согласные звуки [ф], [ф,], буква
Ф, ф.

35.

май

Буквы Ъ, Ь

36.

май

Согласный мягкий звук [щ,],
буква Щ, щ.

Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [х]. Обводка волнообразной линии.
Наблюдение за артикуляцией глухого
согласного звука [х]. Определение места
звука [х] в словах. Упражнять в звуковом
анализе слов с данным звуком и
обозначение звуков буквами. Обводка и
штриховка фигур под диктовку.
Анализ произношения слов, начинающихся
звуками [йу] и обозначение звуков буквой
Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю,
ю.
Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [ц]. Штриховка и письмо печатной
буквы.
Наблюдение за артикуляцией глухого
согласного звука [ф]. Определение места
звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом
анализе слов с данным звуком и
обозначение звуков буквами. Обводка и
штриховка фигур под диктовку.
Построение звуковых схем. Познакомить с
ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка
букв.
Выбор слов с мягким согласным звуком
[щ,], определение его места в слове.
Подбор слов к определенной звуковой
схеме. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву Щ, щ.

Календарно-тематическое планирование занятий по математике.










месяц

Научить детей считать в пределах 20 (прямой, обратный и порядковый счет).
Познакомить с цифрами 0-9.
Познакомить с математическими знаками.
Решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Ориентироваться в пространстве и во времени.
Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами.
Знакомство с геометрическими фигурами.
Выполнять различные виды графических диктантов.
Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам.
Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение.
2неделя
4неделя

сентябрь

Понятие: слева, справа, вверху, внизу. Больше, меньше, столько же. Знаки <, >,
Использование предлогов: над, перед, =,+,
на, в, под, между.
Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.
Число и цифра 1. Первый, последний.

октябрь

Решение задач, графические
Число и цифра 4. Состав числа 4.
диктанты.
Число 3. Состав числа 3. Равенство
Знакомство с фигурами: круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник.

ноябрь

Сложение. Решение задач.
Логические задания.
Число и цифра 5. Состав числа 5.

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой
длины.
Работа со счёт, палочками Проверочная
работа.
Число и цифра 6, Состав числа
Число и цифра 7. Состав числа 7.
6.Вычитание. Развивающие задания. Занимательная математика: решение
логических заданий.

Число и цифра 8. Состав числа 8.
Число и цифра 9. Состав числа 9.

Цифры 0-9; знаки +. =, Графический
диктант
Ориентация в пространстве и на
плоскости.
Знакомство с нулём. Математический Решение примеров, знакомство с ромбом
диктант
Число и цифра 10. Состав числа 10.
Понятие десяток.
Определение понятий "шире", "уже", Игра "следующий, предыдущий",
"выше", "ниже". Игра "вставь знак" порядковый счёт до 17. Образование
Найди лишний предмет, цифры 14- 17 чисел второго десятка, цифры 17-20
Закрепление пространственных
Образование чисел второго десятка;
отношений (слева, справа, сверху,
составление примеров.
снизу.)
Счёт парами. Понятие узкий, широкий,
Составление геометрических фигур высокий, низкий.
из счётных палочек, логические
задания
Игра "Назови соседа", счёт от 1 до 20 Ориентация в пространстве и на
Порядковое значение чисел: первый, плоскости (закрепление)
второй и т. д.(закрепление)
Итоговое занятие: повторение счёта до
20 в прямом и обратном порядке;
повторение цифр; решение логических
задач в игре "Найди клад"

Методическое обеспечение программы.

 Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками весь представленный материал. В процессе освоения программы
используются специальные игры, развивающие слуховое восприятие, внимание,
мышление и память дошкольников.
 В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков анализа и синтеза.
 Предусматривается работа по развитию графических навыков (графические
диктанты) и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка
к письму.
 Развитию мышления способствует использование загадок, дидактических и
развивающих игр.
 Веселые картинки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом
занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника,
развивают его образное мышление.
 При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные
особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
 Программа направлена на творческое развитие личностных качеств ребенка.
 Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному.
 Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая
поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для
развития индивидуальных способностей детей.
 Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него
условиях обучения.
Методы обучения:
1. Словесные методы (рассказ, беседа).
2. Наглядные методы.
3. Практические, игровые методы (деятельность воспитателя и детей).
4. Объяснительно-иллюстративный метод.
5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных
умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный
процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют
ребенка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной
работы.

Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности.

Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь
данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития
у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и
слышит его.
3.Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.

Процесс

обучения

строится

на

общедидактических

и

специфических

принципах:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному»,
«от простого к сложному обучения;
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении

изучаемого

материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых.

Материально-техническое обеспечение
Оборудование и наглядный материал
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется наглядный и счетный
материал; при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное
сопровождение:















интерактивная доска;
ноутбук;
телевизор;
музыкальные записи, сказки;
игрушки;
предметные картинки;
схемы звуков, слов, предложений;
геометрические фигуры;
карточки с цифрами;
листы бумаги, цветные карандаши;
тетради в большую клетку.
картотеки пальчиковых игр.
картотека артикуляционной гимнастики.
зеркало
Краткое описание документа:
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников,
которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе,
предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на
все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с
целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой
и введена программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
«Развивайка».
Список литературы:
1.Большая книга для подготовки к школе. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова.

2.Быстрая подготовка к школе. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.
3.350 упражнений для развития логики и внимания. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова.
4.Окружающий мир в дидактических играх. Л. В. Артемова.
5.Волшебный мир звуков и слов. Т.А. Кубышкина, О.В. Леденева.
6.Занимательная грамматика. М.Дружинина.
7.Весёлая грамматика. Е.В.Колесникова.
8.Математика для детей пяти-шести лет. Е. В. Колесникова.
9.«Развитие математического мышления у детей 5-7лет» Е. В, Колесникова.
10.Игровые занимательные задачи для дошкольников. 3. А.Михайлова
11.Ступеньки творчества. Развивающие игры. Б.Никитин.
12.Давайте поиграем. Математические игры для детей 6-7 лет. А.А. Столяр.
13.Раз - ступенька, два - ступенька. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.
14.Дошкольник изучает математику. Т.И. Ерофеева
15.Хочешь быть умным? Решай задачи. Т. Г. Любимова
16.Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».