Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Развивайка» направлена на общее развитие
детей дошкольного возраста, на подготовку их к школе.
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на
развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его
организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия. Работа в кружке по подготовке к школе позволит
обогащать математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь,
интеллектуально развивать дошкольника.
Деятельность кружка способствует
формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности,
рассуждать
о
них,
объективно
оценивать
ее
результаты.
Основная дидактическая идея, развитие познавательных процессов у детей, будет более
активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности
ребёнка, специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления,
доступной
и
увлекательной
для
детей
этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются
практический, метод дидактических игр и метод моделирования. Эти методы
используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остаётся
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.. Большое внимание уделяется формированию
умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда
это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться
тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов
работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Цель
программы: Формирование основных необходимых навыков
деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе.
учебной
Задачи программы:
Формировать положительное отношение к учению, развивать познавательный
интерес, желание узнавать новое.
Готовить детей к обучению чтению, развивать фонетический слух и проводить
элементарный звуковой анализ речи.
Дать первоначальные математические представления.
Развивать память, внимание, воображение.
Развивать логику, мышление; овладение мыслительными операциями (анализ и
синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Создать предпосылки к школьному обучению, воспитывать организованность в
учебной деятельности.
Развивать фантазии и творческие способности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 - 7 лет
Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 1 год.
Форма проведения занятий: групповая.
Количество занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность занятий - 30 минут.
Требования к уровню достижения воспитанниками планируемых результатов.
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2
раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В
результате обучения формируется конечная система знаний.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания
дополнительной образовательной программы проводится с помощью игровых заданий.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
-мотивационные и коммуникативные;
-формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;
-положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные.
-знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-синтез как составление целого из частей;
-сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
-осуществление классификации; установление аналогии;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные
-осуществление действия по образцу и заданному правилу;
-сохранение заданной цели;
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-осуществление контроля своей деятельности по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные
-овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками;
-ориентация на партнера по общению;
-умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
-различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- отвечать на вопросы по содержанию, делать элементарные выводы;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по
размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Основные принципы работы:
Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Уважение к личности ребёнка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью.
Комплексный подход при разработке занятий.
Вариативность содержания и форм проведения занятий.
Систематичность и последовательность занятий.
Наглядность.
Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую
для этого периода развития.
Календарно -тематическое планирование занятий по развитию речи.
Задачи
Сформировать понятия «звук», «буква».
Научить выделять их из состава слова.
Различать гласные и согласные звуки (буквы).
Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.
Подбирать слова к заданным звуковым схемам.
Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить
предложение, составить связный рассказ.
Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой,
запоминание 10 не связанных между собой слов, группирование предметов.
Чтение слогов, маленьких слов, предложений.
Месяц
Тема занятия
Цель занятия
1.
сентябрь
Знакомство со словом,
предложением.
2.
3.
сентябрь
сентябрь
Знакомство с термином «слог»,
«звук».
Звуки речи. Гласные и
согласные звуки.
Гласный звук [а], буква А, а.
4.
сентябрь
5.
октябрь
Гласный звук [ы], буква Ы.
6.
октябрь
Гласный звук [и], буква И, и.
7.
октябрь
Гласный звук [у], буква У, у.
8.
октябрь
Согласные звуки [н], [н,], буква
Н, н.
ноябрь
Согласные звуки [м], [м,], буква
М, м.
9.
10.
ноябрь
Гласный звук [о], буква О, о.
Согласные звуки [т], [т,], буква
Т, т.
Развивать представления о многообразии
слов; познакомить с термином «слово».
Познакомить детей с термином
«предложение»; учить делать паузы, не
торопиться при говорении.
Развивать умение определять количество
слогов в словах; интонационно выделять
звуки в слове. Дать понятие гласный
(свободный) звук. Развивать умение
интонационно выделять гласные звуки в
словах
Развивать умение выделять звук [а] в слове.
Дать понятие гласный (свободный) звук.
Развитие мелкой мышцы руки,
вырабатывать графические умения.
Научить выделять звук [о] в слове.
Развивать умение определять место звука
[о] в слове. Упражнять в правильном
пользовании карандашом. Учить обводить и
штриховать по нанесенному контуру.
Выделение звука [о] в слове. Научить
определять количество звуков в слове.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву ы, обводить рисунок по
контуру.
Определение и обозначение гласных звуков
[а], [о], [и] [ы]. Определение количества
звуков в слове. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву И,и,
обводить рисунок сверху вниз.
Научить выделять звук /у/ в слове.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву у, обводить по контуру.
Познакомить с артикуляционными
признаками согласных звуков. Нахождение
звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Н, н,
обводить по контуру.
Определение согласных и гласных звуков
по артикуляции. Определение твердости и
мягкости согласных звуков [м], [м ,].
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву М, м, обводить рисунок .
Определение согласных и гласных звуков
по артикуляции. Определение твердости и
мягкости согласных звуков по артикуляции.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву Т, т, обводить рисунок по
контуру.
11.
ноябрь
Согласные звуки [к], [к,], буква
К, к.
Выбор слова по количеству
звуков.
12.
ноябрь
Согласные звуки [р], [р,], буква
Р, р.
13.
декабрь
Согласные звуки [л], [л,], буква
Л, л.
14.
декабрь
Согласные звуки [в], [в,], буква
В, в.
15.
декабрь
Упражнять в определении твердости и
мягкости согласных звуков [к], [к,].
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву К, к, обводить рисунок по
контуру.
Выбор слов с данным звуком, определение
места звука в слове, упражнять в
определении количестве слогов, выбирать
слово по заданной схеме. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Р, р,
обводить линии слева направо.
Упражнять в определении звуков [л], [л,] в
словах и слогах. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Л, л,
обводить линии слева направо.
Упражнять в определении места звука [в],
[в,] слове. Упражнение в определении
количества слогов в слове. Построение
модели слова. Обозначение звуков буквами.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву В, в, обводить наклонную
линию с крючком влево.
,
Упражнять в определении места звука [в],
Согласные звуки [с], [с ], буква
[в,] слове. Построение звуковых моделей
С, с.
слова. Штриховка рисунка изогнутыми
линиями. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву С, с.
Выбор слов начинающих со звуков [п], [п ,]
Согласные звуки [п], [п,], буква
из текста. Упражнение в определении и
П, п.
обозначении количества слогов в слове.
Выбор пропущенной буквы в словах.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву П, п. печатание букв под
диктовку.
,
Согласные звуки [з], [з ], буква З, Выбор слова к звуковой модели. Учить
объединять слова в группы по первому
з.
звуку. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву З, з, обводить
рисунок.
16.
декабрь
17.
январь
18.
январь
Согласные звуки [б], [б,], буква
Б, б.
19.
январь
Согласные звуки [д], [д,], буква
Д, д.
Упражнение в звуковом и слогов анализе
слова. Учить объединять слова в группу по
количеству слогов. Развивать умение
штриховать и писать печатную букву Б, б,
обводить рисунок.
Повторение букв, обозначающих гласные
звуки. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву Б, б, обводить
рисунок.
20.
январь
Согласный мягкий звук
[й,], буква Й, й.
21.
февраль
Буква Я, я. Показатель
мягкости согласных звуков.
Анализ произношения слов
начинающихся со звуков [йа],
обозначение их буквой Я.
Согласные звуки [г], [г,], буква
Г, г.
22.
февраль
23.
февраль
Согласный мягкий звук [ч,],
буква Ч, ч.
24.
февраль
Согласный твердый звук [ш],
буква Ш, щ.
25.
март
Согласный твердый звук [ш],
буква Ш, щ.
26.
март
Гласный звук [э], буква Э, э.
27.
март
Играй, смекай, рассказывай!
28.
март
Буква Е, е – показатель
мягкости согласных звуков.
29.
апрель
Буква Ё, ё – показатель
мягкости согласных звуков.
30.
апрель
Согласный твердый звук [ж],
буква Ж, ж.
Выбор слов со звуком [й,] в словах.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву Й, й, обводить рисунок под
диктовку.
Анализ звука [а] после мягких согласных и
обозначении его буквой Я. Развивать
умение штриховать и писать печатную
букву Й, й. Нахождение изученных букв в
рисунке и обводка их по контуру.
Упражнять в определении места звуков [г],
[г,] словах и обозначение из знаками.
Развивать умение штриховать и писать
печатную букву Г, г, писать волнообразную
линию по образцу, обводить рисунок.
Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,],
определение его места в слове.
Подбор слов к определенной звуковой
схеме. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву Ч, ч, обводить
петлеобразную линию.
Анализ артикуляции твердого согласного
[ш]. Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слогов со
звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной
буквы Ш, ш.
Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [ш]. Обводка волнообразной линии.
Анализ артикуляции гласного [э]. выбор
слов с данным звуком в слове. Штриховка и
письмо печатной буквы Э, э. обводка
овальных фигур.
Объяснить детям и помочь самим
определять происхождение названий
«прозрачных» по значению слов
Наблюдение за особенностью
произношения слов начинающихся звуками
[й], и обозначение их буквой Е. Штриховка
и письмо печатной буквы Е, е
Наблюдение за особенностью
произношения слов начинающихся звуками
[й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение
за звуком [о], после мягким согласных и
обозначение его буквой Ё. Штриховка и
письмо печатной буквы Ё, ё.
Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [ж]. Обводка волнообразной линии.
31.
апрель
Согласные звуки [х], [х,], буква
Х, х.
32.
апрель
Буква Ю, ю – в начале слова и
как показатель мягкости
согласных звуков.
33.
май
Согласный твердый звук [ц],
буква Ц, ц.
34.
май
Согласные звуки [ф], [ф,], буква
Ф, ф.
35.
май
Буквы Ъ, Ь
36.
май
Согласный мягкий звук [щ,],
буква Щ, щ.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [х]. Обводка волнообразной линии.
Наблюдение за артикуляцией глухого
согласного звука [х]. Определение места
звука [х] в словах. Упражнять в звуковом
анализе слов с данным звуком и
обозначение звуков буквами. Обводка и
штриховка фигур под диктовку.
Анализ произношения слов, начинающихся
звуками [йу] и обозначение звуков буквой
Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю,
ю.
Определение места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слов со
звуком [ц]. Штриховка и письмо печатной
буквы.
Наблюдение за артикуляцией глухого
согласного звука [ф]. Определение места
звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом
анализе слов с данным звуком и
обозначение звуков буквами. Обводка и
штриховка фигур под диктовку.
Построение звуковых схем. Познакомить с
ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка
букв.
Выбор слов с мягким согласным звуком
[щ,], определение его места в слове.
Подбор слов к определенной звуковой
схеме. Развивать умение штриховать и
писать печатную букву Щ, щ.
Календарно-тематическое планирование занятий по математике.
месяц
Научить детей считать в пределах 20 (прямой, обратный и порядковый счет).
Познакомить с цифрами 0-9.
Познакомить с математическими знаками.
Решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Ориентироваться в пространстве и во времени.
Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами.
Знакомство с геометрическими фигурами.
Выполнять различные виды графических диктантов.
Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам.
Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение.
2неделя
4неделя
сентябрь
Понятие: слева, справа, вверху, внизу. Больше, меньше, столько же. Знаки <, >,
Использование предлогов: над, перед, =,+,
на, в, под, между.
Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.
Число и цифра 1. Первый, последний.
октябрь
Решение задач, графические
Число и цифра 4. Состав числа 4.
диктанты.
Число 3. Состав числа 3. Равенство
Знакомство с фигурами: круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник.
ноябрь
Сложение. Решение задач.
Логические задания.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой
длины.
Работа со счёт, палочками Проверочная
работа.
Число и цифра 6, Состав числа
Число и цифра 7. Состав числа 7.
6.Вычитание. Развивающие задания. Занимательная математика: решение
логических заданий.
Число и цифра 8. Состав числа 8.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
Цифры 0-9; знаки +. =, Графический
диктант
Ориентация в пространстве и на
плоскости.
Знакомство с нулём. Математический Решение примеров, знакомство с ромбом
диктант
Число и цифра 10. Состав числа 10.
Понятие десяток.
Определение понятий "шире", "уже", Игра "следующий, предыдущий",
"выше", "ниже". Игра "вставь знак" порядковый счёт до 17. Образование
Найди лишний предмет, цифры 14- 17 чисел второго десятка, цифры 17-20
Закрепление пространственных
Образование чисел второго десятка;
отношений (слева, справа, сверху,
составление примеров.
снизу.)
Счёт парами. Понятие узкий, широкий,
Составление геометрических фигур высокий, низкий.
из счётных палочек, логические
задания
Игра "Назови соседа", счёт от 1 до 20 Ориентация в пространстве и на
Порядковое значение чисел: первый, плоскости (закрепление)
второй и т. д.(закрепление)
Итоговое занятие: повторение счёта до
20 в прямом и обратном порядке;
повторение цифр; решение логических
задач в игре "Найди клад"
Методическое обеспечение программы.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками весь представленный материал. В процессе освоения программы
используются специальные игры, развивающие слуховое восприятие, внимание,
мышление и память дошкольников.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков анализа и синтеза.
Предусматривается работа по развитию графических навыков (графические
диктанты) и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка
к письму.
Развитию мышления способствует использование загадок, дидактических и
развивающих игр.
Веселые картинки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом
занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника,
развивают его образное мышление.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные
особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена на творческое развитие личностных качеств ребенка.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая
поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для
развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него
условиях обучения.
Методы обучения:
1. Словесные методы (рассказ, беседа).
2. Наглядные методы.
3. Практические, игровые методы (деятельность воспитателя и детей).
4. Объяснительно-иллюстративный метод.
5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных
умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный
процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют
ребенка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной
работы.
Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности.
Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь
данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития
у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и
слышит его.
3.Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.
Процесс
обучения
строится
на
общедидактических
и
специфических
принципах:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному»,
«от простого к сложному обучения;
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении
изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и наглядный материал
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется наглядный и счетный
материал; при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное
сопровождение:
интерактивная доска;
ноутбук;
телевизор;
музыкальные записи, сказки;
игрушки;
предметные картинки;
схемы звуков, слов, предложений;
геометрические фигуры;
карточки с цифрами;
листы бумаги, цветные карандаши;
тетради в большую клетку.
картотеки пальчиковых игр.
картотека артикуляционной гимнастики.
зеркало
Краткое описание документа:
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников,
которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе,
предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на
все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с
целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой
и введена программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
«Развивайка».
Список литературы:
1.Большая книга для подготовки к школе. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова.
2.Быстрая подготовка к школе. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.
3.350 упражнений для развития логики и внимания. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова.
4.Окружающий мир в дидактических играх. Л. В. Артемова.
5.Волшебный мир звуков и слов. Т.А. Кубышкина, О.В. Леденева.
6.Занимательная грамматика. М.Дружинина.
7.Весёлая грамматика. Е.В.Колесникова.
8.Математика для детей пяти-шести лет. Е. В. Колесникова.
9.«Развитие математического мышления у детей 5-7лет» Е. В, Колесникова.
10.Игровые занимательные задачи для дошкольников. 3. А.Михайлова
11.Ступеньки творчества. Развивающие игры. Б.Никитин.
12.Давайте поиграем. Математические игры для детей 6-7 лет. А.А. Столяр.
13.Раз - ступенька, два - ступенька. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.
14.Дошкольник изучает математику. Т.И. Ерофеева
15.Хочешь быть умным? Решай задачи. Т. Г. Любимова
16.Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая