Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО
12.09.2022
Принципы МКДО задают курс на повышение эффективности управления дошкольным образованием, и в первую очередь, системы внутреннего управления качеством образования, развитие системы непрерывного профессионального самосовершенствования сотрудников ДОО.
Подходы МКДО, используемые при разработке моделей оценки объектов МКДО, механизмов, процедур и инструментария МКДО:
- ориентация на развитие системы дошкольного образования, определение текущего состояния, степени соответствия требованиям актуальной нормативно-правовой базы РФ, а также предоставление ориентиров для дальнейшего развития организации, выявление организаций, превышающих нормативно-правовые требования и демонстрирующих лучший опыт образовательной деятельности;
- ориентация на стимулирование процессов непрерывного совершенствования на всех уровнях системы дошкольного образования Российской Федерации;
- поддержка интересов и потребностей детей, детской инициативы, реализация принципов ФГОС ДО в образовательной деятельности ДОО;
- поддержка вариативности образовательных программ дошкольного образования при сохранении единства образовательного пространства для дошкольников в Российской Федерации,
- поддержка региональных особенностей реализации дошкольного образования, в том числе, особенностей регионального управления дошкольным образованием;
- учет разнообразия форм и особенностей функционирования ДОО (общеразвивающей направленности — компенсирующей направленности, городских — сельских; крупных — малокомплектных; государственных — частных, с группами долговременного и кратковременного пребывания и т. д.);
- повышение объективности оценивания качества дошкольного образования за счет использования модели разностороннего оценивания, предусматривающей сочетание внутренней и внешней модели оценивания, привлечения к оцениванию родителей, экспертов, учредителей, органов управления образованием и предоставления полноценной обратной связи оцениваемым;
- оценивание сбалансированности и стабильности качества образовательной деятельности, качества работы по управлению рисками, эффективности использования возможностей для повышения качества, за счет включения в модель оценивания нескольких линий: линии оценки качества регулирующей образовательную деятельность документации ДОО, качества образовательного процесса, качества созданных пространственных решений и материально-технических условий и др.;
- учет вклада в качество дошкольного образования в ДОО разных участников отношений в сфере образования — не только сотрудников и руководства ДОО, но и органов управления образованием;
- обеспечение регулярности мониторинга качества в ДОО, возможности проведения непрерывного внутреннего мониторинга в ДОО;
- обеспечение доступности данных МКДО для использования в качестве основы построения программ развития дошкольного образования, развития системы профессионального педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических кадров и пр.
Общие подходы МКДО определяют выбор методов оценивания объектов мониторинга качества дошкольного образования, которые сфокусированы на развитии всех его участников.
Этап внутреннего мониторинга качества дошкольного образования в ДОО является базовым для всего МКДО и предусматривает сбор, обработку и анализ информации о реализации дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО.
Для участия во Внутреннем мониторинге привлекаются сотрудники ДОО, реализующие административную и педагогическую работу. Главные роли в системе ЕИП МКДО, включенные в этап Внутреннего мониторинга, занимают Руководитель ДОО, Координатор МКДО в ДОО и Педагог. Для участия в МКДО данные сотрудники проходят обучение по программам подготовки участников МКДО.
По итогам проведения Внутреннего мониторинга формируется «Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО», данные которого используются для
- совершенствования управления образовательной деятельностью;
- повышения эффективности управления качеством дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу;
- совершенствования локальных нормативных актов ДОО, включая образовательные программы ДОО;
- совершенствования профессиональной квалификации педагогов ДОО;
- составления ежегодного Отчета о самообследовании ДОО;
- разработки программ развития ДОО на основе надежных данных МКДО;
- информирования о результатах самообследования и намеченных целях развития заинтересованных лиц, в том числе путем публикации соответствующей информации на сайте образовательной организации.
Данный отчет является отправной точкой для проведения этапа Внешнего экспертного мониторинга качества образования в ДОО.