консультативный пункт психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), не посещающих дошкольную образовательную организацию

Указ Президента №240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. В Указе Президента №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» четко поставлена задача: «…достижение к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Одним из важнейших «элементов» образовательной среды детского сада  является взаимодействие взрослых. Взрослые — это педагоги, специалисты, сотрудники, работающие с ребенком, а также его родители(или лица, их замещающие), люди из ближайшего окружения (бабушки, дедушки, другие родственники). В связи с этим отметим два «поля» взаимодействия в системе «взрослый — взрослый»: 1 — взаимодействие сотрудников детского сада с семьей воспитанника; 2 — взаимодействие педагогов, специалистов друг с другом. Эти два «поля» взаимодействия, несомненно, связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года ст.44 п.1, «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»; ст.44 п.2 говорит о том, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей…» [1, с. 49]. 

Карта реализации вариативных форм ДО на 2020-2021 уч.год.pdf (скачать) (посмотреть)

Возрастные особенности детей раннего возраста

20.01.2020

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

возрастные особенности.docx (скачать)

Игрушка в жизни ребенка

17.02.2020

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

 

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения

Используемые детьми игрушки в раннем дошкольном возрасте играют большую роль в развитии ребенка. Выбранные вами игрушки разноцветные, имеют различный размер, форму и материал изготовления. Их можно рассматривать, исследовать (ощупать). Каждая выбранная игрушка имеет свое значение в развитии ребенка. Это:

  1. Игрушки для накопления зрительного опыта.
  2. Игрушки для схватывания предметов различных форм.
  3. Игрушки для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие, на стержень.
  4. Игрушки для группировки предметов различных по величине и форме.
  5. Игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия.
  6. Игрушки для прокатывания.
  7. Игрушки различной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся и близких по форме.
  8. Игрушки для размещения вкладышей, разных по величине и форме, в соответствующие отверстия.
  9. Игрушки – забавы.
  10. Механические игрушки.
  11. Игрушки – шнуровки.
  12. Игрушки для нанизывания предметов разного размера, цвета, формы на нитку (леску, проволоку)
  13. Игрушки образные с застегивающимися и прилипающими элементами.
  14. Мозаика.
  15. Игрушки для развития пальчиков и совершенствования движения рук.
  16. Разрезные картинки.
  17. Сюжетные игрушки.

Выбрать тему игры и определить характер игровых действий ребенку помогут игрушки различной тематической направленности.

Ни одна правильно выбранная игрушка не станет активным помощником родителей в вопросе всестороннего развития малыша, если взрослые откажутся от игры с ребенком.

В раннем возрасте важны звуковые, световые и двигательные эффекты.

Действия с игрушками удовлетворяют потребность ребёнка в познании.

На 2-м году жизни ребенка главными становятся совместные со взрослыми действия. Поэтому выбранное взрослыми игровое оборудование должно отвечать потребности малыша в совместных игровых действиях, создавать единое игровое пространство.

Не допускайте усталости малыша от однообразных игр, для этого чередуйте их.

Соблюдайте последовательность и регулярность при проведении игр-занятий с ребенком до трех лет, отводите на них от 5 до 10-15 минут.

Игра 1. Тактильный набор. Учит различать тактильные свойства предметов (гладкий, шершавый, колкий и т.д.) и цвет. Активизирует осязание путем определения фактуры в процессе обследования игры. Развивает цветовосприятие.

Игра 2. Складывание матрешки (от 1 гола 2 месяцев и старше).

Для игры – занятия потребуется матрешки разных размеров с различным количеством вкладышей. Возьмите одну матрешку сами, а другую предложите малышу. «Это – матрешка. Открой матрешку так, как я. Молодец, хорошо, а теперь закрой матрешку, вот так». Продолжайте выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, бочонки, коробочки, кастрюльки, вкладывать и вынимать из них предметы.

Эта игра-упражнение обогатит сенсорный опыт малыша при знакомстве с величиной и научит понимать слова «открой» , «закрой».

Игра 3. Узнай и принеси. Разложите на полу несколько игрушек и попросите малыша поднять их, то правой, то левой рукой и принести их вам. Называйте игрушки сами и просите об этом малыша

Эта игра-упражнение будет способствовать развитию крупной моторики рук ребенка.

Если у ребенка нарушена координация движений, то данное упражнение дается ему с трудом – рекомендуется выполнять его медленно, с опорой на руку взрослого, стул, стену и т.д., постепенно усложняя и увеличивая время

Игры, игрушки и игровое оборудование для детей раннего возраста должны быть безопасны и соответствовать Техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Правила выбора игрушки

  • Игрушка радует вас и вашего малыша, вызывает положительные эмоции.
  • Игрушка не утомляет и не перегружает ребенка.
  • Игрушка учитывает индивидуальные особенности развития ребенка и его потребности в игре.
  • Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней.
  • Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребенка к познавательно- исследовательской деятельности.
  • Игрушка воспитывает художественный вкус ребенка.

Запомните, что дети, которые мало играют, плохо развиваются!

Материнский фольклор и его роль в развитии детей раннего возраста.

23.03.2020

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с колоссальной, стремительной скоростью. В первые дни жизни малыш уже узнаёт голос папы и мамы, а спустя несколько месяцев он уже умеет улыбаться, держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним необходимо заниматься с младенческого возраста.

Раннее детство — важнейший период, в который происходят существенные изменения и достижения в развитии ребенка. Роль близкого взрослого состоит не только в развлечении ребенка, а в наполнении его пространства и общения с ним.

Особым орудием воспитания в дошкольной педагогике в раннем возрасте является материнский фольклор.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка в раннем возрасте.

Произведения детского фольклора , которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор»

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

Что бы из маленького человека вырос большой гений, например А.С. Пушкин, у него должна быть своя Арина Радионовна- свой близкий взрослый, который с раннего возраста будет его развивать посредством яркого, образного, наполненного жизненной силой, красотой художественного слова и богатым смыслом материнского фольклора. И этим близким взрослым для ребенка являемся мы воспитатели!

Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.

Большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, дает возможность его успешного использования в современном образовании. Однако для нас педагогов а так же родителей это оказывается непросто, потому что искусственное вживление традиции, как правило, вызывает только раздражение. И Современные родители к сожалению не знают и не используют в развитии своих детей материнский фольклор. Поэтому мы приглашаем родителей наших воспитанников на совместные мероприятия, развлечения, мастер классы, занятия в ДОУ, организуем просмотры видео занятий с детьми. Именно осознанное осмысление возможностей материнского фольклора как практики воспитания всей полноты телесно-душевно-духовных измерений человека позволит современному педогогу и родителю его успешно использовать. Необходимо не просто овладеть народной педагогикой, а проанализировать и раскрыть педагогический потенциал материнского фольклора как стартового механизма развития ребенка в отечественной культуре.

Свое название пестушки получили от слова пестовать — нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни: пестушки, потягушки да потешки, к которым прибегали наши бабушки-прабабушки. Проснется младенец — потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, подрастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».

Пестушка незаметно переходит в

потешку — песенку, которую поютХочу такой сайт

ребенку, играя с его пальцами,

ручками, ножками.

Характерной особенностью потешек и прибауток является постоянная динамическая смена разнообразных действий, часто совсем не связанных друг с другом. Каждая строчка прибаутки предлагает ребенку новое действие, выраженное глаголом.

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

Там шел мальчик,

Обжег пальчик,

оглянулся назад-

Три копеечки лежат.

Давайте послушаем и проанализируем простейшую пестушку :

Шура вырастет большой, Будет очень хороший, Будет в золоте ходить, Маму жемчугом дарить. Бабу жемчугом дарить, няню жемчугом дарить, сестру жемчугом дарить...”

Здесь ребенку раскрывается моральное пространство нравственных норм и ценностей, непосредственно связанное с пространством социальных отношений. В процессе одаривания происходит перечисление всех членов семьи, которая представляется как большая, трехпоколенная, то есть ненавязчиво раскрываются такие базовые ценности как семья, достаток, труд, благодарность.

Взрослый, занимающийся с малышом, удерживает несколько уровней взаимодействия с ним:

 телесный, который реализуется в тактильном контакте;

 интеллектуальный, который развивает ассоциативное, логическое, образное мышление ребенка;

 семантический, который представляет ребенку мир смыслов и образов культуры взрослых;

 аксиологический, который предъявляет ребенку базовые ценности традиционной культуры.

Полагается, что психолого-педагогические знания и опыт, которые хранит традиционная культура, могут стать фундаментом современной педагогической практики.

И мы предлагаем вам активно использовать в своей практике золотые запасы народной педагогики- материнский фольклор!

http://www.chelmuseum.ru/detyam/mladenchestvo-i-detstvo-v-staroy-russkoy-derevne-materialy-k-vystavke/materinskiy-folklor

первые сюжетные игры малышей

20.04.2020

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

           В этой консультации я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

         Зачем нужны сюжетные игры?

         Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.

           Еще сюжетные игры  помогают в процессе воспитания ребенка, 

в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваш ребёнок  будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным.

       Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки.

        С каких сюжетных игр начинать?

         Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.    Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу  ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

         Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом?

Вот несколько из них:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;
  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта.

В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п.
  •  набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п.

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше:

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.


Вот 
какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (ОзонЛабиринт) – дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (ОзонЛабиринт),
  • наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы  развивают воображение ребенка.

Вместо заключения

         Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна.  В возрасте 1 – 1,5 года ребёнок  любит  инсценировки чаепитий, любит разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но при участии взрослого, иначе игра сводится  к перекладыванию посуды с места на место.

     Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3230391804172630484&text=первые%20сюжетные%20игры%20для%20малышей%20консультация%20для%20родителей&path=wizard&parent-reqid=1590572520248996-580092674904880950600288-production-app-host-man-web-yp-214&redircnt=1590573094.1



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».